Был описан М. Уайтом и Д. Эпстоном в 70-80-х годах прошлого века. Во многом этот подход является мировоззренческим: он опирается на представление о том, что истории, рассказываемые человеком самому себе, далеко не всегда являются правдивыми и всегда являются неполными. Этот подход базируется на том, что в каждой неудаче или трагедии есть неизвестные и, возможно, «непонятые» пока смыслы и что человек, сам по себе, всегда больше своих историй. Это дает возможность изменять и выстраивать предпочитаемые истории, опираясь на собственные ценности, выборы и опыт.
Существует бесконечное множество «хороших» вопросов, благодаря которым это можно осуществить. Есть несколько основных приемов, которые обычно использует нарративный практик:
Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) — представление проблемы в качестве некого отдельного «героя». При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данному вопросу и выясняет, почему она такова.
Деконструкция — поиск оснований для идей и позиций клиента. Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения того или иного представления о жизни. Как оно появилось, кто был автором, подходит ли оно именно сейчас, в текущем контексте, а если подходит, то целиком или только частично и тд.
Восстановление участия (re-membering) — в этом подходе к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории.
Помимо вышеперечисленных, есть еще и другие методы нарративной практики, ознакомиться с которыми вы можете
на сайте у Дарьи Кутузовой, которой принадлежит большинство переводов.
Дополнительно можно почитать о нарративной практике
здесь.